Учитель-поучитель: кто любит поучать других?

Как-то я писала статью про то, что учитель есть в каждом из нас. Но забыла уточнить один важный момент. Когда в нашу жизнь приходят новые люди, то в каждом из них мы можем увидеть для себя ресурс, который нас развивает.

И здесь есть одно «НО». Но только в том случае, когда человек сам старается этого учителя увидеть, что-то для себя понять. Окружающим достаточно просто быть такими, какие они есть. А мы уже сами реагируем, анализируем, берем что-то или нет.

Недавно читала книгу, вроде хорошая книга, написана иностранным автором, по психологии. Но вдруг одно слово меня немного насторожило. Автор писала задание, в котором просила читателя исправить проступки вчерашнего дня. И тут я подумала, а что именно она называет проступками? Выходит, что проступок — это то, что читатель не сделал по ее схеме. Честно говоря, такие моменты учат меня, что быть учителем можно и иначе.

К чему вся эта предыстория? В моей жизни время от времени появляются люди, которые учителями хотят быть активно. То есть они действительно верят в то, что могут говорить мне, как жить, как строить свою карьеру, как делать, а как нет. И честно говоря, такие моменты вызывают только отрицательные эмоции. Меня искренне удивляет желание человека взять на себя ответственность за меня и мою деятельность, когда мне это не нужно. Я уверена, что вы в своей жизни тоже неоднократно таких «учителей» встречали. Для меня это поучительство.

Мне стало интересно, от куда берется такое поведение. Почему люди думают, что могут кого-то научить без его желания или просьбы?

1. Хочу быть значимым.

Нередко такое явление можно наблюдать у людей, которые не чувствуют себя значимыми. И как только они встречают человека, которого можно научить (если они думают, что доброе отношение этого человека позволяет так с ним поступать), то не пропустят возможности ткнуть собеседника носом в какую-то «оплошность» и сказать, что делать надо иначе.

2. Глубокое чувство неуверенности в себе.

Опять же, за счет своих «учеников» они возносят себя на пьедестал. И будьте уверены, они находят таких людей, которых потом поучают время от времени, чувствуя себя при этом лучше.

3. Травма униженного.

Они сами были когда-то унижены, а теперь унижают окружающих. Наверное, отчасти это способ показать свою собственную незаживающую рану. Ведь по сути все транслируется изнутри.

4. Не понимание того, как выстраиваются отношения.

Человек может не понимать, что отношения выстраиваются на уровне сотрудничества, а не «один выше, другой ниже». И может находится в заблуждении, что его поучительство — это фундамент отношений. Скорее всего, такие отношения будут до тех пор актуальны, пока ученик уже в открытую не начнет выражать недовольство. Правда тут разрыв будет тяжелым, ведь «тыжнеблагодарный».

Что делать, если вы сами стали таким поучителем?

1. Подумайте, от какой мотивации желание поучать идет.

2. Проанализируйте свое поведение, в каким именно ситуациях и с какими людьми это происходит.

3. Что в этих отношениях и связях про вас? Как это связано с вашим прошлым? Что вы пытаетесь сделать на самом деле?

4. Попробуйте вывести на сознательный уровень эти механизмы и поменять свое поведение.

Здесь я бы рекомендовала обратиться к психологу за помощью. Иногда сильные травмы могут не осознаваться, ведь про себя всегда сложнее понять, чем про другого.

Что делать, если вы встретили на своем пути поучителя?

1. Проанализировать свои чувства. Вас это раздражает или обижает?

2. Сказать о своих чувствах, вежливо, спокойно. Например, я чувствую раздражение, когда мне говорят, как надо жить, если я об этом не прошу. Если мне нужен будет совет, я спрошу у вас, как лучше поступить, пока в этом нет необходимости.

3. Разработайте как можно больше таких вариантов ответа, которые не унизят собеседника, но в тоже время помогут вам расставить границы. Про границы в этой теме тоже очень много.

Если в вашем окружении много таких людей, которые вас постоянно учат, то тоже есть смысл задуматься, а чем я их притягиваю. Не создаю ли бессознательно ситуации, где провоцирую людей на непрошеное поучительство.

Консультация психолога Анна Баранова (anna-bara-nova@yandex.ru).

Автор: Анна Баранова (психолог, консультант, тренер, писательница, основатель проекта Центр развития личности Life and Art)
Моя группа ВК

Магазин Анны Барановой

Добавить комментарий